Найти работу в Ярославле

Ярославль  

Территория бизнеса

 

Накануне Дня российского предпринимательства, который отмечается в нашей стране 26 мая, в Ярославле прошел форум «Территория бизнеса – территория жизни». Профессиональный праздник предпринимателей провели в КЗЦ «Миллениум» в модном теперь формате – с мастер-классами, профессиональными конкурсами, презентацией бизнес-проектов венчурному фонду, дебат-шоу и прочим…

 

Конечно, были и официальные речи и поздравления на уровне «первых лиц», ведь проект инициирован общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» при участии Правительства Ярославской области, Агентства стратегических инициатив и поддержке Минэкономразвития России. В работе форума участвовало около 400 представителей предпринимательского сообщества и некоммерческих организаций из Московской, Ярославской, Тверской, Курской, Костромской, Орловской и Владимирской областей. Участники смогли обсудить возможности развития бизнеса в современных условиях в ходе пленарной сессии, оценить лучшие бизнес-модели на кейс-конференции, побывать на мастер-классах руководителей компаний и бизнес-тренеров, а также стать участниками дебат-шоу «По чесноку», где прошла дискуссия на тему «Собственный бизнес или наемный труд».

На форуме состоялся еще и отбор бизнес-проектов в Венчурный фонд ОАО «Промсвязьбанк». Принять участие в мероприятии могли предприниматели Ярославской области, нацеленные на расширение существующего бизнеса или открытие нового бизнеса при наличии успешно работающего.

Кроме того, в ходе форума были подведены итоги сразу нескольких конкурсов.

Победителем конкурса «Лучшая муниципальная практика поддержки предпринимательства» стала администрация Переславского муниципального образования. Администрации Мышкинского и Даниловского районов заняли второе и третье места соответственно.

А финал регионального этапа Национальной предпринимательской премии «Бизнес-Успех» прошел непосредственно в ходе пленарной сессии. Итоги подводились по четырем категориям. Победителем в номинации «Лучший проект в сфере торговли и услуг» стало креативно-коммуникационное бюро «ИдеФикс»; в номинации «Молодежная премия в области предпринимательства» – пита-бар MEAT ME; в номинации «Лучший производственный проект» – компания «Эдельвейс»; в номинации «Лучший проект в сфере электронной коммерции» – компания Cetera.

С руководителем компании Cetera Владиславом Уховым и генеральным директором креативно-коммуникационного бюро «ИдеФикс» Ольгой Лилеевой мы обсудили перспективы развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

 

Компания Cetera занимается поддержкой и созданием сайтов, мобильных приложений, корпоративных порталов, интернет-магазинов, а также внедряет CMS- и CRM-продукты. Среди разработок: сайты компаний Henkel и «Алор», интернет-СМИ «Именно.ру» и «Ярославский регион», проекты для хоккейных клубов «Локомотив» (Ярославль) и «Салават Юлаев» (Уфа) и другие.

ККБ «ИдеФикс» занимается продвижением товаров, услуг и брендов, разработкой и реализацией PR-кампаний, предлагает услуги по разработке коммуникационных программ и брендинга. Среди заказчиков: департамент информатизации и связи Ярославской области, департамент культуры Ярославской области, агентство по туризму Ярославской области, ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (ТГК-2), Институт развития образования, УК «Альфа-Групп», «Рост банк» и другие.

 

По вашей оценке, как в последнее время меняется положение малого и среднего бизнеса в России – насколько стало сложнее или, наоборот, комфортнее работать?

Владислав Ухов: В нашей сфере спрос на рынке непрерывно растет: все больше компаний открывают свои сайты, и они нуждаются в обслуживании. Нас очень подпитывает проникновение Интернета в России, поэтому мы находимся в достаточно выгодной ситуации сегодня. Пока что нет даже серьезной конкуренции с компаниями аналогичного профиля, поскольку на растущем рынке места хватает всем.

Ольга Лилеева: Сегодня владелец малого и среднего бизнеса может рассчитывать только на себя, на свои силы и ресурсы – собственные финансы, свои идеи и разработки и на тех сотрудников, которые готовы работать с ним в команде. Самый сложный этап для малого бизнеса – это, конечно же, начало. Может не хватить собственных оборотных средств, банки могут отказать в кредите без залога. Поэтому в первую очередь, на мой взгляд, нужна хорошая бизнес-идея, понимание потребностей клиента и собственно того товара или услуги, которые компания хочет предложить рынку. Создание «бизнеса на коленке» в сегодняшних условиях невозможно. Начинать свое дело сегодня лучше тем, у кого есть хорошее бизнес-образование, огромное желание и понимание того, что такое предпринимательская деятельность. В своем бизнесе я сделала ставку на создание профессиональной команды, на людей, которые в отдельных направлениях имеют больше опыта и знаний, чем я.

 

С какими проблемами вам приходится сталкиваться?

Владислав Ухов: Главная проблема связана с производством. Наша сфера – это сфера услуг, в которой требуются высококвалифицированные программисты. А подготовка специалистов в этой отрасли сегодня отвратительная! Я бы даже сказал: образования по специальности «программист» нет в нашей стране как такового – выпускники соответствующего профиля, которые приходят к нам после пяти лет вуза, просто профнепригодны. У меня складывается ощущение, что их вообще ничему не учат. Можно было бы ожидать, что они не знают каких-то специфических продуктов или каких-то языков программирования. Но у них нет даже элементарных базовых знаний!

Если бы нам было нужно подобрать пару-тройку специалистов, мы бы привлекли нескольких талантливых ребят, победителей различных олимпиад. Но, поскольку мы стремимся построить крупную компанию по массовому обслуживанию сайтов, невозможно ориентироваться только на сливки IT-индустрии. Нам нужен поток разработчиков, с которыми мы могли бы расти и развиваться.

Приходится обучать людей с нуля. За последние несколько лет в компании была выстроена внутренняя система обучения. Разработана учебная программа, собственные сотрудники становятся тренерами. И сегодня наш главный критерий при подборе персонала – желание работать. Мы принимаем в том числе и выпускников непрофильных вузов, а также тех, кто вообще не имеет высшего образования. Первые полтора месяца новый сотрудник вообще ничего не производит, а только учится, получая при этом зарплату. На уровень квалифицированного разработчика он выходит где-то через полтора-два года. В итоге все это, конечно, повышает себестоимость нашей продукции, отнимает ресурсы и время, но другого пути сегодня просто нет.

Ольга Лилеева: Одна их главных проблем для нас сегодня – работа по новому Федеральному закону № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Все ждали, что закон в новой редакции облегчит жизнь малому и среднему бизнесу, но он, напротив, только добавил сложностей. Раньше у малого бизнеса было гораздо больше возможностей участвовать в тендерах, а сейчас такое участие подразумевает серьезное денежное обеспечение. Например, мы выиграли тендер. Помимо того что мы будем заниматься его реализацией, компания должна заморозить из оборотных средств определенную сумму денег до конца года в качестве обеспечения (от 5 до 30 % от стоимости контракта). Для малого бизнеса это не просто.

Тяжелыми, а порой и недоступными стали банковские гарантии по существующему закону: банки дают их только под залог или под депозит. То есть если мне нужно по обеспечению заплатить 150 тысяч, я обязана открыть счет в банке на эту сумму, положить деньги на депозит да еще и выплатить процент банку за предоставление банковской гарантии, не снимая эти деньги до конца года. Или второй вариант – купить у банка вексель на эту сумму и получить по нему деньги обратно после окончания работ по госконтракту. Для малого бизнеса это «замораживание» оборотных средств чаще всего не по силам. Понятно, что таким образом государство страхует себя от недобросовестных предпринимателей, но при этом отсекаются и те предприятия малого и среднего бизнеса, которые готовы работать честно и ответственно.

 

Как отражаются на вашем бизнесе другие проблемы, о которых говорят предприниматели: нестабильность законодательства, низкая доступность кредитов, проведение незаконных проверок чиновниками?

Ольга Лилеева: Так как у нас не очень ресурсоемкий бизнес, потребности в кредитах пока не возникало, хватает оборотных средств. С каким-либо давлением со стороны контролирующих органов мы не сталкиваемся, поскольку все отчетные документы сдаем вовремя, платим налоги.

Владислав Ухов: С подобными проблемами мы не сталкивались. Государство нам не помогает, но и не мешает, мы прекрасно сосуществуем. Наша компания работает исключительно в правовом поле, поэтому проблем с контролирующими, проверяющими органами тоже нет.

 

Насколько вы нуждаетесь в поддержке и помощи со стороны государства и эффективна ли та помощь, которая существует сегодня?

Ольга Лилеева: Полагаю, что государство должно поддерживать малый бизнес. Например, субсидиями, грантами. В прошлом году мы получили от региональной власти субсидию на возмещение затрат, связанных с открытием бизнеса. Для этого от нас просто потребовалось подготовить и грамотно оформить документы, а затем регулярно отчитываться о своей работе на рынке. Полученные средства очень помогли компании в первый год: все оборудование приобреталось за собственные средства, и нам удалось вернуть их благодаря субсидии.

И, конечно, хотелось бы, чтобы были внесены изменения в 44-й Федеральный закон, который многим представителям малого и среднего бизнеса просто не позволяет участвовать в тендерах.

Владислав Ухов: Хотелось бы, чтобы государство выполняло в полной мере свои функции в сфере профессионального образования, больше ничего не нужно.

 

Если говорить в целом, ваш бизнес развивается скорее благодаря или вопреки обстоятельствам?

Владислав Ухов: Благодаря. Наша компания стартовала при действующей власти, нам не мешали, определенным образом помогали: есть вся необходимая для отрасли инфраструктура, Интернет в стране развивается, законы работают, судебная система в той мере, в какой мы с ней сталкиваемся, действует. Регулирование Интернета происходило всегда, и оно идет по нарастающей. Прежние действия власти я бы охарактеризовал как вполне грамотные и конструктивные: лицензирование операторов, верификация при регистрации доменных имен и так далее. В последнее время государство интенсивнее занимается контролем. Думаю, это обоснованно: Интернет как сфера коммуникации занимает сегодня главное место (скажем, в прошлом году по охвату аудитории в Ярославской области он обогнал телевидение в полтора раза, и похожая картина наблюдается во всем ЦФО). Такие вещи как, например, регистрация блогеров с большой аудиторий в качестве СМИ или контроль за интернет-торговлей, с моей точки зрения, абсолютно целесообразны и не мешают развитию легального бизнеса в стране.

Двойственное отношение вызывает выдвигаемая некоторыми законодателями инициатива создать некий внутренний Интернет. Я понимаю деятелей науки и культуры, которые говорят, что в этом случае мы может сильно отстать в развитии от остального мира. С другой стороны, нам как компании-разработчику выгодна такая замкнутость: резко возрастет спрос на создание аналогов всего того, что есть в Глобальной паутине. Поэтому отношение пока неопределенное.

 

Может ли предпринимательское сообщество каким-то образом донести до власти свои проблемы и предложения?

Ольга Лилеева: Эту возможность предоставляют те дискуссионные площадки и круглые столы, на которые приглашают представителей малого и среднего бизнеса. Оказывает помощь созданный недавно в нашем регионе институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Свои предложения мы можем обсудить и на заседаниях Координационного совета по малому и среднему предпринимательству при губернаторе области, в том числе подготовить те или иные документы для вынесения проблемы на федеральный уровень. Инициатива должна исходить в первую очередь от самих предпринимателей, по-другому – никак.

 

 

Лора Непочатова